При международных перевозках почти неизбежно возникновение разного рода дополнительных расходов. Даже при самом грамотном планировании и выборе максимально надежных партнеров и подрядчиков нельзя стопроцентно застраховаться от форс-мажоров и срывов сроков. Наиболее часто встречающиеся виды допрасходов в контейнерных перевозках – это детеншн и демередж. Рассмотрим оба этих платежа более подробно.
Детеншен простыми словами
Детеншн (detention) – это плата, которая возникает при превышении срока возврата контейнера владельцу. Если по каким-то причинам пришлось оставить контейнер дольше оговоренного срока, придется заплатить неустойку владельцу тары. Стандартным договором контейнерной перевозки предусмотрен срок, в течение которого владелец товара может бесплатно использовать контейнер вне порта. Обычно это время после отправки из терминала до возврата пустого бокса владельцу. Исчисляется оно сутками, крайне редко – неделями.
Если по какой-то причине возврат контейнера задерживается, виновник задержки оплачивает неустойку за каждый день. Размер этой неустойки – детеншена – должен быть прописан в договоре либо рассчитан по ставке компании для таких случаев.

Демередж простыми словами
Демередж (demurrage) – это дополнительная плата за длительное (сверх бесплатного периода) хранение контейнера в терминале прибытия. Порт берет эту плату с перевозчика, если тот не успел вовремя провести все необходимые процедуры, переместить груз и вернуть свободный контейнер. Бесплатный период у разных перевозчиков может составлять от 4 до 10 - 15 дней.
Размер демереджа обычно определяется соглашением сторон и заранее прописывается в договоре. Если сумма не определена, она рассчитывается по стандартной ставке порта.
Что такое детеншн и что такое демередж разобрались, теперь рассмотрим примеры расчета обоих платежей.
1. Как считают детеншн за 30 суток. Допустим, тарифами перевозчика предусмотрено бесплатное использование морского контейнера с 1 по 5 сутки. Дальше взимается ежесуточная плата по 25 долларов. Таким образом, первые 5 дней оплачивать не придется, а с 6 по тридцатые сутки расчет максимально прост: 25 дней умножаем на 25 $ и получаем 625 $ платы.
2. Как считают демередж за 30 суток. Опять же, возьмем первые пять дней хранения контейнера в порту, как бесплатные. Дальше тарифная сетка порта прогрессивная: с 6 по 20 сутки хранение стоит 20 долларов, с 21 суток и так далее – 30 долларов.
Таким образом получаем:
Плата с 1 по 5 сутки – 0 $.
С 6 по 20 сутки – 20 долларов умножаем на 15 суток = 300 $.
С 21 по 30 сутки – 30 долларов умножаем на 10 суток = 300 $.
Всего за 30 дней сумма демереджа – 600 $.

Основные различия понятий
Чтобы не путать детеншн и демередж при контейнерных перевозках, нужно запомнить, что демередж касается груза – содержимого контейнера, а детеншн – самой тары. Само собой, оба платежа могут взиматься в отношении одной и той же перевозки. Например, если контейнер с грузом поступил в порт и 10 дней остается там, то на 6 день хранения в порту владелец груза начинает платить демередж. После вывоза контейнера с территории порта и до возврата его владельцу порожним, взиматься будет уже детеншн.